Система звуковых тренировок Томатис

 Центр детского развития «Академия с пеленок»  предлагает наиболее эффективный инновационный метод коррекции  «Метод Томатис»

В настоящее время, в силу целого ряда причин, растет число детей имеющих особенности в развитии. Работа с таким ребенком требует большого терпения, последовательности, регулярности.

Чаще всего усилий врачей недостаточно, для того, чтобы ребенок преодолел отставание в развитии. Таким детям нужен комплексный подход. В рамках выше сказанного, Центр детского развития «Академия с пеленок» предлагает наиболее эффективный инновационный метод коррекции «Метод Томатис» www.tomatis.com

Что такое метод Томатис?

Это уникальный метод, который доказал свою эффективность более чем в 50 странах. Его уникальность заключается в том, что он помогает решать множество проблем связанных с различными отклонениями в организме, у людей любого возраста, начиная с 2 лет.

Метод Томатис это высокотехнологичная система звуковых тренировок, направленная на активизацию мозговой деятельности с целью развития ведущих мозговых функций и решает следующие задачи:

  • ПРОБЛЕМЫ ОБУЧАЕМОСТИ И НАРУШЕНИЯ РЕЧИ;
  • ПРОБЛЕМЫ ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ;
  • ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА, ВЫЗВАННЫЕ ДЕПРЕССИЕЙ И ТРЕВОЖНОСТЬЮ;
  • МЕТОД ЭФФЕКТИВНО ВЛИЯЕТ НА РЕГУЛЯЦИЮ И СНИЖЕНИЕ СТРЕССА;
  • УЛУЧШАЕТ НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ;
  • ЗНАЧИТЕЛЬНО УЛУЧШАЕТ КООРДИНАЦИЮ И УПРАВЛЕНИЕ ТЕЛОМ;
  • МЕТОД ДОКАЗАЛ СВОЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИ ЛЕЧЕНИИ АУТИЗМА;
  • ПОМОГАЕТ БЫСТРО ВОССТАНОВИТЬСЯ ПОСЛЕ ПЕРЕНЕСЕННЫХ ТРАВМ ИЛИ СИЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ;
  • ОКАЗЫВАЕТ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОСТИ, ВОКАЛЬНЫХ И ГОЛОСОВЫХ ДАННЫХ;
  • ОКАЗЫВАЕТ БЛАГОПРИЯТНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЖЕНЩИНУ И РЕБЕНКА В ПЕРИОД БЕРЕМЕННОСТИ;
  • ЗНАЧИТЕЛЬНО ОБЛЕГЧАЕТ ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ЛЮБОМ ВОЗРАСТЕ.

Данный метод является совершенно безопасным и доказал свою эффективность за более 50 летнюю историю своего применения. В тоже время эта методика должна применяться только в специализированных и сертифицированных центрах под наблюдением специалистов.

Метод Томатис один из методов сенсорной интеграции, занимающий лидирующие позиции в коррекционной работе с особыми детьми во всем мире.

История применения метода Томатис в цифрах:

  • метод изобретен 50 лет назад французским врачом и ученым Альфредом Томатисом;
  • в 52 странах мира работает более 250 центров Томатис;
  • за это время 1500 специалистов получили сертификацию;
  • каждый год более 100 000 человек прибегают к помощи метода;
  • проведены тысячи клинических исследований по всему миру;
  • 220 школ Европы и Америки оснащены приборами метода Томатис;
  • в России метод работает 12 лет, в Сибири 3 года;
  • официальный сайт Томатис — http://www.tomatis.com/

Специалисты

Услугу Томатис может оказывать только сертифицированный специалист, прошедший специальное обучение. Обучение специалистов методу Томатис проходит в несколько этапов с присвоением соответствующей квалификации, которая позволяет специалисту применять различные техники метода. В нашем Центре занятия по методу Томатис ведет Музалева Л.А. Она прошла курс профессионального обучения Томатис® и получила квалификацию Практик TOMATIS® и лицензию на использование аппарата TalksUp.

Механизмы действия метода Томатис:

 В основе метода лежит принцип сенсорной звуковой стимуляции, продуцируемой аппаратом «Электронное ухо» и специальными наушниками, воспроизводящими эффекты устройства.
За фоновую основу взяты скрипичные концерты Моцарта, обладающие широким частотным диапазоном, а также вальсы Штрауса и Григорианские песнопения. На данную музыку наложен «эффект Томатис» — специальные стимулы для создания уникального перцептивного  звукового контраста.

Для создания «эффекта Томатис» используются внезапные переходы от низких частот, которые не требуют от слухового аппарата какой-то специальной подготовки к высоким частотам, требующим особых усилий и отличающихся по интенсивности звучания. Такое чередование частотных каналов происходит как на уровне уха, так и на уровне кости — в наушниках Томатис встроен костный вибратор, обеспечивающий подачу звука на кости черепа. Процесс двойного чередования частот (по воздушной и костной проводимости) лежит в основе метода Томатис.

Эту тренировку можно назвать гимнастикой для мышц внутреннего уха: многократное сокращение и расслабление мышц внутреннего уха ведёт к улучшению различения частот и передачи звука в мозг. Смена звукового канала происходит спонтанно с интервалом от долей секунды до 2,5 секунд.

В течение всего времени прослушивания (курс длится 20-26 часов) мозг человека очень активен, так как для него такие переключения непредсказуемы, мозг учится длительное время держать внимание на новой для него информации (часто среди первых результатов воздействия Томатис происходит улучшение концентрации внимания).

Такая новая информация очень полезна для мозга, для её переработки требуется включение зон мозга, ранее минимально задействованных в работе. Регулярное прослушивание фильтрованной музыки активизирует нервные клетки разных зон головного мозга, улучшает взаимодействие между ними, вызывает образование новых связей между клетками, отделами и полушариями мозга.  Происходят комплексные Томатис-эффекты, связанные как с тренировкой мышц среднего уха, так и интегрирующем воздействием на мозг, активацию коры лобных долей и префронтальной коры головного мозга, воздействием на лимбическую (глубокую эмоциональную систему), на вестибулярную систему головного мозга.

Комплексные эффекты метода Томатис

 В результате тренировки мышц среднего уха происходит:

  • улучшение слухового восприятия, функции слуха;
  • улучшение фонематического слуха, звукоразличения, восприятия и понимания речи;
  • запуск речи у неговорящих детей, улучшение артикуляции и звукопроизношения, развитие речи;
  • повышение обучаемости: улучшение чтения, коррекция дислексии и дисграфии.

Воздействие на лимбическую (глубокую эмоциональную) систему положительно воздействует на:

  • эмоциональная уравновешенность;
  • улучшение коммуникации;
  • развитие глубины эмоций: привязанности, сочувствия, нежности; понимания своих эмоций и эмоций другого человека.

Воздействие на кору лобных долей и префронтальную кору головного мозга позволяет достигать:

  • повышение концентрации, устойчивости, объёма внимания;
  • улучшение слуховой, зрительной памяти;
  • развитие мышления: анализа, синтеза, обобщения информации;
  • развитие игровой деятельности, самоорганизации.

Воздействие на вестибулярную систему (мозжечок, продолговатый мозг) оказывает воздействие на:

  • улучшение координации, равновесия, осанки;
  • развитие мелкой моторики, нормализация тонуса мышц;
  • формирование сложных, сочетанных движений, мышечная память.

Общее интегрирующее воздействие на ЦНС способствует

  • повышению осознанности, «включённости», пробуждению интереса к окружающему миру;
  • сенсорной интеграции, принятие себя и своего тела;
  • нормализации энергетического баланса.

Кому показан метод Томатис:

 Дети

Метод доказал свою эффективность в следующих случаях:

  • задержка речевого развития, дизартрия, сенсо-моторная алалия, проблемы с пониманием речи, запуск речи у детей с грубыми нарушениями речевой функции, заикание, «плоский», монотонный голос, прерывистая речь, бедный словарный запас, упрощённая структура предложения;
  • задержка психического развития: несформированная игровая деятельность, мышление (нарушения анализа, синтеза, обобщения, сравнения, понимания причинно-следственных связей);
  • нарушения эмоционально-волевого развития: эмоциональная лабильность, тревожность, гиперактивность, агрессивность, импульсивность, страхи, проблемы в коммуникации, посттравматический синдром;
  • проблемы обучаемости: отсутствие интереса к учёбе, дефицит внимания, плохое понимание прочитанного, неспособность писать под диктовку, дислексия, дисграфия, дискалькулия;
  • нарушения психомоторного развития и сенсорной интеграции: неуклюжие, нескоординированные движения, пространственные нарушения, корявый почерк;
  • расстройства аутистического спектра.

Взрослые

Взрослым метод показан в следующих случаях    

  • для гармонизации психоэмоционального состояния при тревожности, апатии, стрессе, депрессии;
  • при когнитивных и речевых нарушениях вследствие черепно-мозговой травмы, инсульта;
  • улучшение состояния при беременности.

Сферы применения:

 1.Проблемы обучаемости и нарушения речи

 Многие дети в возрасте от 4 до 6 лет страдают от различных нарушений обучаемости. Эти нарушения вызваны не низким интеллектом или неблагоприятными социоэкономическими условиями, и не психоаффективным расстройством. Нарушения обучаемости имеют нейробиологическое происхождение и возникают из-за неправильного развития некоторых участков головного мозга в предродовой период.

К таким нарушениям относятся дислексия (нарушение чтения), дизорфография (неспособность соотнести звуки речи с письмом) и диспраксия (неспособность к правильному выполнению и координации заученных движений). К нарушениям обучаемости также относят дисфазию (нарушение устной речи) и дискалькулия (неспособность к арифметике и счету).

Эффект метода «ТОМАТИС» основан на пластичности нервных цепочек, участвующих в расшифровке и анализе звуковых сигналов, а также цепочек, отвечающих за способность к движению, сохранению равновесия и координации. Благодаря этому метод «ТОМАТИС» может помочь детям в развитии компенсаторных стратегий преодоления проблем обучаемости и нарушений речи. Метод «ТОМАТИС» не устраняет эти проблемы, но по крайней мере помогает человеку научиться их контролировать и, как следствие, эффективно преодолеть.

2. Проблемы концентрации внимания

Внимание — это способность человека выбирать важное для него событие или мысль и сосредоточивать на них свое восприятие. Внимание соответствует состоянию бодрствования или психической активности, в котором нервная система восприимчива к информации в любой форме. Нарушения внимания возникают у детей и взрослых, которые неспособны сосредоточиться на выполнении поставленной задачи в течение длительного времени, даже если эта задача требует минимальных усилий, подразумевает выполнение рутинных или привычных действий (например, проверка написанного или копирование текста). Специфическая направленность внимания — это способность распределять внимание между несколькими источниками информации или поставленными задачами. Неспособность к концентрации внимания не только очень вредна в когнитивном смысле, но и является источником проблем и даже немалых мучений для ребенка в школьной обстановке.

Помимо основного эффекта стимуляции мозга (т.е. зарядки коры головного мозга), метод «ТОМАТИС» также оказывает чрезвычайно благоприятное действие на способность к избирательному вниманию. По сути, действие методики «Томатис» основано на электронном переключении, которое создает перцептивный звуковой контраст, обеспечивающий непрерывную внезапную стимуляцию мозга, благодаря которой он сохраняет активность восприятия и внимание. Наша задача — помочь мозгу разработать автоматические механизмы распознавания изменений в окружающей среде, что улучшит избирательное внимание.

3.Аффективные и эмоциональные расстройства

Мы понимаем, что тело нужно развивать и тренировать, чтобы оставаться в хорошей форме, но не осознаем, что наш мозг также нуждается в тренировке. Стимуляция мозга сенсорными сигналами может как возбуждать, так и успокаивать. Поскольку ухо является основным каналом получения сенсорных сигналов на теле человека, слуховой аппарат играет главную роль в выполнении всех функций человека. Эта стимуляция может быть нарушена, если мозг запускает защитный механизм, что наблюдается после отдельного травматичного события. Это состояние известно как эмоциональный шок. Защитные механизмы мозга также активируются, если окружающая среда воспринимается как враждебная.акая защитная реакция наблюдается у людей, чей уклад жизни был внезапно изменен, у тех, кто вынужден принять на себя большую ответственность, потерял привычное окружение и ощущает социальное давление.

Метод «ТОМАТИС» действует на лимбическую систему промежуточного мозга, с которой соединен слуховой аппарат. Помимо прочего, эта часть мозга отвечает за механизмы эмоции, памяти и обучения. Более того, улитка — орган среднего уха — выполняет функцию стимулятора коры головного мозга. Действуя на лимбическую систему и префронтальную кору головного мозга, метод «ТОМАТИС» регулирует механизмы эмоциональных расстройств, вызванных депрессией и тревожностью. Метод «ТОМАТИС» также эффективно влияет на регуляцию стресса.

4.Коммуникативные расстройства

 Глубоко укоренившееся искажение слухового восприятия может даже привести к потере желания слушать, что, в свою очередь, снижает желание общаться. Это происходит по двум причинам: человек, у которого наблюдается такое искажение, страдает от неуверенности в себе, или просто отказывается от попыток установить коммуникацию, что приводит к трудностям в общении.

Как вы помните, умение слышать необязательно является следствием хорошего слуха. Слышание характеризуется искренним стремлением установить коммуникацию и качеством восприятия и интерпретации полученного звукового сообщения.

Таким образом, умение слышать зависит не от слуха или чувствительности уха, но от того, насколько эффективно нащ мозг обрабатывает услышанное, то есть от степени использования слуха.
 Хотя «коммуникативные расстройства» — слишком общее понятие, и трудности с коммуникацией могут быть вызваны различными причинами, установлено, что значительное число проблем коммуникации возникает как следствие известных нарушений функции слуха.

Сложности с коммуникацией могут принимать различные формы. Например, они могут проявляться как неспособность воспринимать звуки окружающей среды, не чувствуя при этом угрозы: некоторые люди, страдающие коммуникативным расстройством, слышат в звуке хлопающей двери, приглушенном шуме в ресторане и даже хорошо знакомых голосах коллег по работе, родителей и друзей угрозу... При некоторых коммуникативных расстройствах человек не может, или может, но лишь отчасти, использовать собственный голос в качестве основного инструмента коммуникации. Это вызвано тем, что он не контролирует различные мелодичные составляющие голоса — интонацию, выразительность, ритм, силу и пр. — поэтому как следствие его голос воспринимается собеседниками как грубый, безэмоциональный, лишенный какой-либо выразительности.

Метод «ТОМАТИС» развивает восприятие и воспроизведение звука, тем самым эффективно воздействуя на коммуникацию.

5.Проблемы психомоторного развития

 Проблемы психомоторного развития — это задержка в приобретении, координации и демонстрации моторных навыков, которые усваиваются не вследствие пребывания в культурной среде или в результате обучения, а приобретаются естественным путем со временем (ходьба, бег, прыжки, отбивание ритма руками или ногами). Проблемы психомоторного развития отличаются от диспраксии тем, что в последнем случае нарушена координация заученных движений (например, использование столовых приборов).

Таким образом, проблемы психомоторного развития связаны с интеграцией общеизвестных движений в моторику индивидуума. Например, дети, испытывающие проблемы психомоторного развития, неспособны координировать движения рук и ног, когда плавают, они хаотично бегают, с трудом могут устоять на одной ноге или спуститься по лестнице. Расстройства, влияющие на координацию движений, обычно связаны с дислексией, но в разной степени.

Наше ухо — это не просто орган чувств, который воспринимает звуки. В ухе находится вестибулярный аппарат, который играет важнейшую роль в выполнении двигательной функции. Функция вестибулярного аппарата — поддерживать равновесие тела. Метод «ТОМАТИС» воздействует непосредственно на вестибулярный аппарат и, как следствие, оказывает прямое действие на регуляцию мышечного тонуса и рефлекторный контроль вертикального положения туловища, а также на проблемы латеральности. Более того, вестибулярный аппарат вместе с некоторыми другими отделами мозга участвует в механизмах, контролирующих координацию движений и ритм. Таким образом, метод «ТОМАТИС» эффективно помогает справиться с проблемами ритма и координации.

Наконец, вместе с корой головного мозга вестибулярный аппарат обеспечивает способность к ориентации в пространстве и участвует в формировании схемы тела. Поэтому проблемы с пространственной ориентацией и схемой тела также относятся к сферам применения метода «ТОМАТИС».

6.Первазивное расстройство развития (ПРР)

 Общие расстройства развития проявляются у ребенка в раннем возрасте и характеризуются задержкой и нарушениями формирования навыков социального взаимодействия, когнитивного восприятия и коммуникации. Нервные цепочки, соединяющие слуховой аппарат с головным мозгом, состоят из специфических нейронов (двигательных и сенсорных), известных как «зеркальные нейроны». Эти нейроны играют важную роль в формировании социального познания — совокупности процессов, которые позволяют нам приписывать окружающим намерения и мысли, и даже понимать эмоциональное состояние другого человека. Воздействуя на эти нервные цепочки, метод «ТОМАТИС» может улучшить как способность к коммуникации, так и качество межличностных отношений. Метод «ТОМАТИС» доказал свою эффективность при лечении аутизма и связанных с ним расстройств поведения (например, синдрома Аспергера). Существуют различные методики помощи людям, страдающим этими расстройствами. В этом отношении метод «Томатис» не является уникальным.

7.Личностное развитие и эмоциональное равновесие

Польза тренировок для поддержания тела в хорошей форме общеизвестна, но мало кто понимает, что для эмоционального здоровья тренировки не менее важны. Сенсорные сигналы стимулируют активность мозга, и, как следствие, мы чувствуем прилив энергии или расслабляемся. Поскольку ухо — важнейший канал получения сенсорных сигналов на теле человека, нетрудно понять, почему оно играет такую важную роль.
 Эта стимуляция может быть нарушена, если мозг запускает защитный механизм, что наблюдается после отдельного травматичного события. Это состояние известно как эмоциональный шок. Защитные механизмы мозга также активируются, если окружающая среда воспринимается как враждебная. Такая защитная реакция наблюдается у людей, чей уклад жизни был внезапно нарушен или изменен, у тех, кто вынужден принять на себя большую ответственность, потерял привычное окружение и ощущает социальное давление.

Человеческое ухо выполняют функцию «зарядки коры головного мозга». Ухо нуждается в стимуляции, чтобы заряжать энергией мозг и тело. Поэтому звук необходим для нашего личностного развития. Чем больше в звуке обертонов, тем эффективнее он действует. Звуки, богатые обертонами, стимулируют ретикулярную формацию головного мозга, которая представляет собой обширную нейронную сеть, контролирующую общий уровень активности мозга. Стимулирующее воздействие метода «ТОМАТИС» дополняется расслабляющим эффектом на физиологическом уровне, что благотворно влияет на регуляцию тревожности и стресса.

8.Развитие голосовых данных и музыкальности

Одна из первоначальных сфер применения метода «ТОМАТИС» — развитие музыкальности и вокальных или голосовых данных. По сути, поскольку метод «ТОМАТИС» оказывает прямое воздействие на механизмы головного мозга, соединяющие действие с восприятием, его основополагающий принцип заключается в том, что любое изменение механизмов восприятия и анализа звукового сообщения обязательно влияет на воспроизведение этого сообщения, независимо от его формы (речь, пение, звуки музыкальных инструментов). Более того, для хорошего вокала требуется не только хороший слух и умение услышать звуковое сообщение, но и, что самое важное, умение слышать себя, то есть способность анализировать и контролировать качество и силу собственного голоса. Мы можем слышать себя только тогда, когда принятые звуковые колебания правильно передаются путем костной проводимости, то есть когда колебания передаются через все кости скелета и в частности кости черепа.

9. Изучение иностранного языка

В процессе развития ребенок учится выборочно воспринимать и распознавать звуки, соответствующие его языковой среде, и в то же время игнорировать звуки, отсутствующие в фонетике языка его повседневного общения. Когда ребенок адаптируется к фонетическим структурам родного языка, происходит лингвистическое кодирование. Но поскольку в разных языках различное кодирование, оно быстро становится препятствием к изучению иностранного языка, так как звуки иностранной речи не совпадают со звуковыми моделями его родного языка, усвоенными в раннем детстве. Таким образом, язык — это своего рода музыка, то есть совокупность определенных ритмических и звуковых элементов. Эти ритмические и звуковые элементы образуют звуковой фундамент для овладения другими языковыми элементами (например, лексическими, синтаксическими и семантическими).

Метод «ТОМАТИС» предназначен для того, чтобы предоставить всем желающим изучать иностранный язык возможность естественного овладения этими ритмическими и звуковыми элементами путем эффективной адаптации слухового аппарата к незнакомой ему музыке с целью ее анализа и воспроизведения. Для этого необходимо освободиться от диктата привычных ритмических и фонетических моделей родного языка, нередко отрицательно влияющих на освоение нового языка.

10.Подготовка к родам

Точно установлено, что все аффективные и эмоциональные переживания женщины, как положительные, так и отрицательные, передаются ребенку в ее утробе. Поэтому важно, чтобы в течении всего периода этого необычного общения будущая мать находилась в состоянии полного покоя и релаксации. Более того, ребенок в утробе слышит голос матери, который становится для него эмоциональной звуковой первоосновой, чрезвычайно важной для полноценного физического и психического развития ребенка. Поэтому так важно, чтобы звук материнского голоса казался ребенку приятным.

Ожидаемые результаты:

Когда появляются результаты:

У многих детей положительная динамика наблюдается уже во время 1 курса, у части детей после 1 курса. Зачастую более яркие результаты видны после второго, а иногда и после третьего курсов. Нередко мы достигаем результаты и в очень сложных ситуациях, когда надежд родителей на развитие речи, коммуникации и поведения уже почти не осталось.

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

Какие результаты дает применение метода Томатис у детей?

О наиболее заметных результатах консультантам «Томатис» сообщают родители, которые часто отмечают улучшения по следующим показателям:

  • голосовые данные (речь и вокал);
  • концентрация внимания;
  • понимание устной и письменной речи;
  • способность к коммуникации;
  • навыки чтения;
  • устная и письменная речь;
  • двигательные навыки;
  • быстрота;
  • пунктуальность;
  • чувство ритма;
  • уверенность в себе;
  • поведение в целом (ребенок спокоен, открыт и пр....)

Как скоро станут заметны результаты применения метода «Томатис»?

Заметные результаты применение метода «Томатис» подлежат анализу на двух уровнях: поверхностном и глубинном. На поверхностном уровне заметные результаты появляются довольно скоро, через несколько недель или даже дней после начала аудиотренировок с использованием «Электронного уха». Поэтому метод «Томатис» часто практикуется как динамичная методика, которой могут пользоваться как индивидуум, для которого составлена программа, так и его близкие родственники и друзья. Нужно понимать, что перестройка на глубинном уровне, которая происходит под влиянием «Электронного уха», позволяет индивидууму восстановить внутреннее равновесие и, как следствие, изменить — в лучшем смысле этого слова — личную систему ценностей; это глубинное преобразование менее заметно и происходит медленнее. При этом важно понимать, что эти положительные изменения не только сохранятся надолго, но продолжатся и после завершения курса аудиотренировок по программе «Томатис». При условии качественного проведения аудиотренировок с использованием «Электронного уха» результаты занятий сохраняются на несколько лет, так как индивидуум приходит в состояние нормы и продолжает развитие, которое может нарушить только сильное потрясение. В этом случае часто достаточно пройти короткую активирующую программу в Центре «Томатис», чтобы восстановить равновесие и вернуться к непрерывному развитию.  

Долговечны ли результаты занятий по программе «Томатис»?

Да, программа «Томатис» гарантирует долговечные результаты. Это объясняется тем, что эффективность занятий обеспечивается не выработкой условного рефлекса, а восстановлением равновесия. Хотя к помощи метода «Томатис» прибегают по различным причинам, все они так или иначе связаны с разного рода нарушениями и, как следствие, с нейрофизиологическим дисбалансом разной степени тяжести.

Таким образом, в результате тренировки слуха с помощью «Электронного уха» индивидуум возвращается в состояние равновесия, которое является нормой и поэтому требует с его стороны гораздо меньше усилий, чем нарушения различной степени тяжести. Поэтому можно утверждать, что в подавляющем большинстве случаев после приведения в норму механизмов развития не только сохраняются результаты, достигнутые в процессе аудиотренировок по программе «Томатис», но и продолжается прогресс.  

В каком возрасте метод «Томатис» дает лучшие результаты?

Хотя слуховая терапия по методу «Томатис» эффективна при любых данных индивидуума, некоторые факторы могут способствовать позитивным изменениям, которые она вызывает, или, наоборот, препятствовать им. Так, при определенных проблемах, юный возраст может быть благоприятным фактором; особенно если это проблема языкового или психомоторного характера, или связана с обучением и успеваемостью. С другой стороны, подросткам и взрослым преодолеть многолетние проблемы помогает мотивация. По сути, не существует никаких возрастных ограничений применительно к прогрессу, который обеспечивает метод «Томатис»; как показывает опыт, в большинстве случаев хорошие результаты показывают люди всех возрастов — дети, подростки, взрослые, пожилые люди.  

Опасен ли метод «Томатис»?

Нет, поскольку метод «Томатис» не является лечением в медицинском понимании. Хотя он применяется специалистами в области медицины и смежных с ней (парамедицинских), а также в педагогике, спорте и искусстве, он не может служить заменой для лечебных практик, использующихся в этих сферах, а только лишь дополнением, усиливающим их эффективность. По сути, метод «Томатис» просто деликатно способствует возвращению в норму и не вызывает состояние травмы или дисбаланса. Индивидуум возвращается в свое нормальное состояние, что имеет двойную пользу: он обретает покой и эмоциональное равновесие и может без лишних усилий сохранить прогресс, достигнутый в процессе аудиотренировок помощью «Электронного уха».  

Как происходит оценка результатов?

Перед началом программы аудиотренировок, в процессе программы (в среднем через каждые 15 часов занятий) и после ее завершения клиент проходит аудиотестирование, по итогам которого проводится беседа с консультантом. В ходе беседы консультант собирает информацию о клиенте, узнает о его впечатлениях, а также объясняет ему текущее положение дел, в соответствии с анализом результатов аудиотеста и отзывов клиента. Если речь идет о ребенке, беседа проводится с его родителями. В некоторых случаях помимо проверки слуха проводятся и другие тесты; однако только аудиотест позволяет получить точную и объективную информацию о функциях слухового аппарата, в частности об анализе звуковой информации, слуховой латеральности, пространственной локализации звука и адаптируемости к окружающей звуковой среде.

Какова средняя продолжительность программы «Томатис»?

Продолжительность программы «Томатис» варьируется в зависимости от уровня сложности проблемы, которую нужно решить. При этом программа с использованием «Электронного уха» должна быть ограничена по времени. Ее цель — максимально быстро стимулировать возвращение индивидуума в состояние независимости. Например, количество программных блоков в Центре «Томатис» редко превышает 3-4; первый блок — двухчасовые занятия ежедневно в течение 13 дней. После завершения каждого блока наступает период интеграции, во время которого индивидуум не участвует ни в каких аудиотренировках. Как правило, перерыв между первым и вторым блоком программы длится 3-4 недели, между вторым и третьим блоком — 2-3 месяца, а между третьим и четвертым (если в нем возникнет необходимость) — 6 месяцев.  

Какое отношение метод «Томатис» имеет к CD-дискам, на которых он упомянут?

В мире выпускается различная продукция с упоминанием метода «Томатис», так как его репутация внушает доверие покупателям. К сожалению, эта продукция часто имеет лишь отдаленное отношение к работе Альфреда Томатиса. CD-диски, якобы содержащие записи с эффектом «Томатис», часто представляют собой сборники музыкальных произведений, составленные по определенному принципу или вовсе без него. Эти записи не оказывают такое же действие, как метод «Томатис», поскольку в распоряжении слушателя нет «Электронного уха», разработанного доктором Томатисом. «Электронное ухо» обладает весьма специфическими функциями, в том числе функцией электронного переключения, костной и воздушной передачи звука, что влияет на внимательность слухового восприятия, слуховую латеральность, пространственную локализацию звука, задержку звукового сигнала, слуховую различительную способность и, наконец, на цикл слушания-воспроизведения звука.

Можно ли комбинировать метод «Томатис» с другими методами терапии?

Да, и в перечисленных ниже случаях это даже рекомендовано:

  • если индивидуум уже проходит терапию и его терапевт, знакомый с методом «Томатис», знает о благотворном воздействии аудиотренировок с использованием «Электронного уха»;
  • если консультант «Томатис» считает, что применение других методов терапии не противоречит сущности метода «Томатис» и рекомендует клиенту подождать ассимиляции положительных результатов, достигнутых в процессе аудиотренингов, прежде чем приступать к другой терапии;
  • наконец, если консультант «Томатис» обнаружит проблему, для устранения которой требуется другая терапия; в этом случае он немедленно рекомендует клиенту обратиться к другому терапевту, независимо от того, когда была обнаружена проблема — в процессе аудиотренировок или еще до начала занятий с использованием «Электронного уха».

В таких случаях метод «Томатис» усиливает эффективность других терапевтических методов. При этом он не противоречит этим методам и не соперничает с ними, а лишь дополняет, ускоряя их прогресс. Зная об этом, многие специалисты сотрудничают с консультантами «Томатис» или проходят обучение, необходимое для применения метода без помощи консультантов, с целью повышения эффективности их собственной профессиональной деятельности.  

Почему аудиотренировки проходят в интенсивном темпе?

Для того чтобы режим восприятия мозга изменился, получаемая им информация должна повторяться часто и в постоянном ритме в течение ограниченного времени. Это упражнение, как и любое другое умственное или физическое упражнение, вызывает дезадаптацию, которая позволяет телу открыть другие механизмы работы, т.е. дает ему выбор. Хотя правило интенсивности аудиотренировок распространяется на всех, результаты интенсивных занятий несколько отличаются в зависимости от характера проблемы, над которой ведется работа, возраста индивидуума, его мотивации, времени, которым он располагает, и других факторов. В норме первый блок длится 13 дней и состоит из ежедневных двухчасовых занятий. В дальнейшем аудиотренировки — в любом случае их количество ограничено, поскольку метод «Томатис» не формирует зависимости — редко продолжаются более 13 дней и разделены перерывами в несколько недель.  

Для чего нужны перерывы?

Мозг в равной степени нуждается в повторяющейся стимуляции и в отдыхе. Первое необходимо для изменения восприятия, второе — для ассимиляции и интеграции этого изменения. Этот принцип действует в отношении любых развивающих процессов; интеграция происходит в фазе кажущейся пассивности, которая сменяет период активности. Однако в действительности это фаза ассимиляции. Стимуляция — это нарушение равновесия организма; поэтому ему необходим отдых, во время которого и происходит ассимиляция. По этой причине стандартная программа занятий состоит из базового блока, который длится 13 дней (два часа аудиотренировок с использованием «Электронного уха» ежедневно), и нескольких 13-дневных блоков. Как правило, их количество ограничено, поскольку задача метода «Томатис» — максимально быстро привести индивидуума в состояние независимости. Первые два программных блока распределены на протяжении четырех-шестьех недель; между вторым и третьим блоком делают перерыв в 2-3 месяца. Перерыв между третьим и четвертым (если в нем есть необходимость) блоком — 6 месяцев.  

Почему выбрана музыка Моцарта?

После многочисленных испытаний с другой музыкой мы обнаружили, что результаты, полученные при использовании произведений Моцарта, всегда превосходны, независимо от географии. Более того, мы заметили, что эта музыка не только признана на всех континентах, но и позволяет слушателям восстановить их внутреннее равновесие. Для того чтобы объяснить это действие музыки Моцарта на чувство равновесия, следует вспомнить, что музыка характеризуется ритмом, который стимулирует тело; гармонией, которая пробуждает эмоции, и мелодией, которая обращается к интеллекту. В соответствии с канонами классицизма, эти составляющие должны находиться в равновесии, что большая редкость. Чаще всего одна из характеристик является доминирующей, что и образует довольно необычное музыкальное высказывание. Однако в музыке Моцарта это равновесие сохранено, что и объясняет ее универсальность.  

Почему используются частотные фильтры?

Фильтрация звуковых частот на уровне примерно 4000 Гц позволяет мозгу сосредоточиться на акустическом анализе конкретных фрагментов; слуховое восприятие звуковой информации с большей частотной фильтрацией можно сравнить с внутриутробным опытом, что, однако, не значит, что плод не различает низкочастотные звуки. Альфред Томатис объясняет функционирование уха на столь раннем этапе развития плода тем, что его роль заключается в возбуждении формирующейся нервной системы. Именно для того чтобы воспользоваться этой первичной функцией уха в период внутриутробного развития ребенка, Альфред Томатис решил использовать частотный фильтр, который снимает с уха обязанность различать звуки. Более того, учитывая физиологию внутреннего уха, высокочастотные звуки стимулируют нервную систему гораздо сильнее, чем звуки низких частот. Это подтверждает тот факт, что ресничек, или волосковых клеток, восприимчивых к звуковой стимуляции, гораздо больше на участках, предназначенных для приема и анализа высокочастотных звуковых сигналов, нежели на участках, которые служат для приема и анализа низкочастотных звуков.  

Поможет ли метод «Томатис» при потере слуха?

Метод «Томатис» не улучшает слух, если в ухе есть необратимые повреждения; однако в любом случае он помогает максимально использовать слуховой потенциал, даже самый малый.

Метод Томатис — это высокотехнологичная система звуковых тренировок, направленная на активизацию мозговой деятельности с целью развития ведущих мозговых функций

 

Скачать Система звуковых тренировок Томатис PDF (353 КБ)

На заметку!

еще

Малыши в академии не устают и не теряют интерес к предлагаемым заданиям благодаря правильной структуре занятия: дети могут и двигаться, и смотреть, и слушать, и петь, – происходит постоянная смена деятельности.